Работая с картами Таро,
опытный таролог всегда обращает внимание на цвет, который преобладает на
карте. Очень важно понимать символику цвета в Таро для того, чтобы
лучше прочувствовать атмосферу карты и понять характер героев. Особенно
хорошо помогают эти знания при описании Придворных карт, которые цветом
своей одежды подают нам сигналы о своем основном предназначении. Так,
если перед нами Паж в голубых одеждах, то мы не можем говорить об
активности, агресии и настойчивости. Наоборот, мы скажем, что перед нами
мягкий, ранимый и тонко чувствующий человек. Вот почему так важно уметь
разбираться в символике цвета. Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет
сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет
собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и
противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое
сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих
символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений
отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой
третий тип цветового символа — символика цветных форм, причем, как
абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и
конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
Кроме
визуальных форм цветового символа существует и речевые — «цветовые
метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи и стали
неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них
возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).
С
момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был
связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических,
сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само
божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о
важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном
сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают
археологические, исторические и этнографические исследования мистические
представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.
Белый цвет
остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на
небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно
важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность,
освобождение от грехов. Белый не имеет в Христианстве отрицательных
значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов,
переход в иной, «лучший» мир, очищение от грехов и только в этом состоит
его «траурность». Белые одежды выражают чистую радость и непорочную
чистоту, а черные — величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и
черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером.
Отношение к черному
было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, а также —
смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и
даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому
черный стал цветом монашества.
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям.
Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным цветом.
Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов Н. Кузанский называл фиолетовый «гармонией противоречий». Синий
(голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности,
настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и
кротости.
В отличие от трансцендентного синего, зеленый
являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы,
юность. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения — коварства,
искушения, дьявольского соблазна.
Коричневый и серый
были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем
средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету,
безнадежность, убогость, мерзость и т.д.
В Таро в первую очередь необходимо обратить свое внимание на три цвета: красный, синий и желтый. Красный всегда влияет на физическое состояние, выражает мужское, господствующее, царственное начало. Желтый
влияет на умственное состояние, а голубой – на эмоции, он выражает
кротость, тишину, женское начало. Соответственно влияют и их оттенки.
Зеленый — индифферентен, нейтрален.
В целом, светлые, яркие
цвета (идея светлого) выражают активность, созидание, сопротивление,
бодрость, жизненность, а темные — пассивность, уступчивость.
© Материал подготовила Wilama
|